путь :: МКФ Крок :: Архив :: Крок 2003 :: Статьи :: Шаг в анимацию

ШАГ В АНИМАЦИЮ

Прежде чем отправиться в плавание по Днепру и Черному морю, Х Международный фестиваль анимационных фильмов «КРОК» стартовал на украинской  земле, в городе Киеве. Название фестиваля «КРОК» (в переводе с украинского «шаг») достаточно символично: шаг  навстречу друг другу, шаг в одном направлениия Когда-то такой шаг сделали две дружественные республики  – Украина и Россия, чтобы создать анимационный фестиваль. И сегодня, разделенные границей,  уже два отдельных  государства принимают фестиваль ежегодно по очереди у  себя дома и, как полагается хозяевам, – с хлебом-солью...
      В киевском Доме кино на  церемонии открытия генеральный директор  фестиваля Ирина Капличная  мило оговорилась: «Мы тут на стенах повесили спонсоров, – и тут же поправилась, – то есть банерыя а спонсоры нам живыми нужны. Ой как нужны!» Из живых и самых весомых присутствовал Киевский ювелирный завод, им отвесили с дюжину поклонов и, естественно, не обошли вниманием два Министерства культуры: Украины и  России. И сразу – конкурс. Шесть фильмов из шести стран, ровно столько членов жюри с соответствующим гражданством.

Первый удар
      
Первая программа оказалась самой ударной, врезалась в память и там осталась. Сколько потом насмотрелись мультиков (только в конкурсе – 170 фильмов), но эти, первые, не забылись.
      Россию представлял мультфильм «Бог» Константина Бронзита. Два персонажа – шестирукая богиня Шива из какого-то подчеркнуто прочного металла и муха, живая, обыкновенная. Муха садится где хочет, богиня ловит чем может. То есть шестью руками. Но не справиться «железной леди» с крылатой тварью. Богиня падает с пьедесталая Режиссера, снявшего этот шедевр, обвиняют в неуважении к религиозным чувствам и называют баловнем судьбы.  С первым можно поспорить, со вторым нельзя не согласиться. Бронзит – член двух киноакадемий, российской и французской, лауреат 70 наград самых разных фестивалей! Почему и за что?  Вспомните «На краю земли», вы видели что-нибудь смешнее? Юмор нынче такая редкость! Тонкий, изящный, глубокий, междустрочный  – он  практически ушел из анимации. Молодые режиссеры, получив возможность снимать авторское кино, вспарывают собственное подсознание, ковыряются там ножом, потом небрежно зашиваются и такой травмированной головой пытаются думать и отвечать на вопросы, поставленные великими философами. Результат – зритель в лабиринте авторских мыслей, автор – в тупике зрительских эмоций.
      Украинский режиссер Анатолий Лавренишин  (фильм «Следующий») нарисовал театр абсурда, выстроив своих персонажей в очередь на  гильотину. Механизм ломается: начинается паника, все хотят пройти по очереди, как положено, неважно зачем, потому что очередь. Кочующая тема, часто встречающаяся в анимационных сюжетах.
      Подарок конкурса  – «Свидание в Бельвилле» (режиссер Сильвен Шом, Бельгия – Канада – Франция). Первыми от радости завопили французы, приехавшие на «КРОК», они еще там не видели, а тутя Украина удостоилась права первого показа в рамках «КРОКа»! Потом эстафету перехватит Москва, потом – еще тридцать  зарубежных столиц. На информационном показе в Каннах «Свиданию в Бельвилле» аплодировали двадцать минут. Фильм не нуждается в переводе: чудный закадровый голос из смеси трех языков звучит как музыкальный фон. Через десять дней «КРОК» вручил «Бельвиллю» Призовой колокол и диплом как лучшему мультфильму в своей категории. На теплоходе посмотрели еще один длинный фильм – «Карлик Нос» нашего режиссера (Илья Максимов) и нашего производства («Мельница», Санкт-Петербург). Рисованная анимация, захватывающий сюжет (по мотивам сказок немецкого писателя Вильгельма Гауфа). В героях – сын сапожника, как положено, с добрым сердцем, и за все хорошее превращают его в уродливого карлика. Хороший фильм, не к чему придраться, но что-то не то. Юрий Норштейн помог разобраться в этом «не то»: «Карлик Нос», безусловно, добротный фильм. Но сделан он по американским стандартам. Приевшимся стандартам. Такой же фильм могут сделать где угодно, в Португалии, например. Никакого отношения это не имеет к национальному кино, вот и не хватает чего-то своего.  Мне кажется, что мы должны иметь свое лицо».
      Первым свое лицо показал член жюри Ференц Цако (Венгрия).
      Он на глазах у изумленной публики работал с самым обыкновенным песком, рассыпая его по маленькому экрану (50 х 60 см).  Из песка «вылезали» образы и выстраивались в сюжеты. Эволюция человечества из-под струйки песка. Фильмы Цако, тоже «замешенные» на песке,  показывали в ретроспективе, но это уже не так интересно. Живая песочная анимация – это  уникальное шоу, и, будучи зафиксированным на кинопленку, рукотворное искусство задохнулось без горячих рук создателя, без воздуха, без  аплодисментов зрителей.

Мышки, птички и их создатели
      Когда теплоход «Генерал Ватутин» наконец отшвартовался, Днепр ласково, ну прямо по-кошачьи замурлыкал. Потому что в смотровом зале запели на все голоса птички. В этом  сезоне собачки, мишки, да и сами кошки вытеснились пернатыми и всевозможными летуче-ползучими насекомыми,  и в кучу – мышами. Одна  такая наглая мышка выскочила прямо из бандероли,  полученной несчастным одиноким стариком (фильм «В коробочке», Великобритания – Шотландия). Чего только старикан не придумывал, чтобы поймать эту мышь! За стариковские хитрости и мышиную возню юный автор – дебютант Уилл Бечер получил Приз «КРОКА» вместе с тремя тысячами долларов.
      За птичек в разделе «Прикладная анимация» «попало» американцу Алексею Будовскому (фильм «Время принять ванну в Клеркенвеле», Приз и диплом). Это музыкальный клип на одноименную песню из последнего альбома британской группы  Tuesday Weld.  Вышеупомянутые птички носились как угорелые. Черно-белое решение, бешеный темп, очаровательная музыка, изящный компьютерный рисунок, юмор – вот и победа. Однако обидно писать о призере как об американце. Алексей уехал в Штаты в 1992 году, прежде у нас закончил авиаинститут, и уже там вдруг взорвался анимацией.

Вдруг...
      Такое «вдруг» – явление достаточно частое. У Катарины Лиллквист (член жюри, Финляндия)  анимация началась с любви к куклам. Затем поехала учиться, чтобы научиться снимать кукольное кино. На «КРОК» привезла сериал «Цыганские сказки», посвященный жизни цыган. Чтобы собрать цыганские истории, объездила полмира, кстати, у нее в фильме на гитаре играет русский гитарист.   «Вдруг»   посетило и ныне председательствующего Михаила Алдашина. Он  морячком служил на флоте, пока не накатило.
      Подобным образом накатило и на англичанина Фила Маллоя (член жюри). Фил в течение десяти лет работал сценаристом и режиссером игровых фильмов, потом для релаксации начал рисовать, и тут обнаружилось желание что-то делать пальцами. И сделал. Вместе с женой – первый фильм, который никому не показывал. Стеснялся. Теперь режиссер так разгулялся, что потерял стыд.  Сам предупреждает, что его мультфильмы  можно смотреть только после восемнадцати лет. У него там все напутано: драма с комедией, инопланетяне с землянами, душа с телом, гениталии с головой. В общем, совокупляются верхней частью тела, ею же здороваются, что-то делает и голова, которая между ног. Порно прорывается  из всех частей тела. Но жюри можно все. Что же касается конкурсантов, порно, правда, мягкое, тоже поощрили – Приз и диплом получил «Секс на крыше» аниматора Pesa (США). Кстати, он тоже из «вдруг».  Учился себе печатному делу, пока не свернул в анимацию.
      Сексуальный партнер кресла – стул – не просто трахальщик, он еще и семейная реликвия: по признанию Pesa, его родители,  когда он был маленьким, прятали в этом стуле семейные деньги.

О деньгах и детях
      Деньги на «КРОКе», как всегда, раздавал француз Франсуа Саломон. Его мама – знаменитый аниматор, так что увлечение сына вполне объяснимо. Каждый год он приезжает на фестиваль с «карманными»  деньгами для победителей – это касается дебютантов и детской анимации и, конечно же,  Гран-при. Для детей лучше всего поработали наши аниматоры. Наталия Дабижа, лауреат «Эмми», сняла кукольную сказку «О рыбаке и рыбке». Здесь все знакомо, хотя и условно. Рыбка – это девочка из труппы бродячих актеров, самое синее море – полотенце и т.п.  Дабижа получила за свою «рыбку» диплом и 1500 долларов. Еще один детский фильм –  «Нехороший мальчик» (Олег Ужинов) –  Приз «КРОКа» плюс диплом и 1500 долларов. И если  «О рыбаке и рыбке» – по Пушкину, то «Нехороший мальчик» – по собственной жизни. Олег настаивает, что он сам в детстве был очень послушным мальчиком. Не шалил и не пакостил. А вот что касается пьянства... Не то чтобы его, а всеобщего. И тогда задумал Ужинов снять мультик про пьющего мальчика. Черно-белый, без красок и радости. Причем мальчика там должны были наказать – оставить одного в лесу волкам на съедение. Продюсер подумал и не согласился.  «Хочу доброе кино, – заявил продюсер, – с хорошим концом». Так мальчик оказался непьющим (только в финале один глоток) и прощенным. Мультик всем очень понравится. Потому что просто и смешно. Поучительно и ненавязчиво. Третий  детский фильм – «Когда девочка взрослеет» (становление репродуктивной функции у девочек) – сделан по заказу Минздрава РФ.  Над этим вопросом потрудился режиссер Дмитрий Высоцкий, и получился  такой серьезный образовательный фильм о половом воспитании. Научный текст благодаря анимации из скучной лекции превратился  в увлекательное путешествие по матке и фаллопиевым трубам под песню Мэрилин Монро I Want to Be Loved by You. Все с юморком. Даже тиры с летающей крылатой прокладкой.

Колобок – не для детей
      Не для детей показал свою версию «Сказки  о Колобке» Джеймс Бекбиндер (Нидерланды). Скромный круглый Колобок убегает от своих хозяев, чтобы те его не съели. Но и другие – все, кто на пути, – хотят того же. Колобок закатывается в московское метро,  и там – голодные, враждебно настроенные  люди. Его подбирают, его воруют, его тайком выносят, чтобы съесть. Катится, катится Колобок по советской земле,  и никуда не спрячешься.
       Предыстория создания «Колобка» весьма интересна. Писатель и автор нескольких телевизионных образовательных фильмов Джеймс Бекбиндер побывал в Ленинграде еще во времена советской власти. Он приезжал, чтобы помочь Алексею Герману организовать анимационную студию, и на черном рынке приобрел  какую-то книгу с прекрасными рисунками, где и увидел Колобка. «Что я хотел сказать?» – на чистом русском повторяет мой вопрос Джеймс (он учился русскому в колледже).  И отвечает:  «Это мое впечатление от советской жизни, от советского метро, от  пустых прилавков. Я хотел показать, как ваша жизнь выглядела в глазах иностранца. И, честно говоря, действительно для меня все  вокруг таило угрозу. Это не карикатура. Я выступил скорее как документалист, чем как аниматор. Колобок – символ голодной жизни. Наверное, мой фильм могут понять только русские. На Западе его никто не понял». Не поняли и мы, пока Джеймс не объяснил.

Трепетный зритель и строгий судья
      Гран-при фестиваля и пять тысяч долларов получил фильм «Про раков». Екатеринбургский режиссер и  сценарист Валентин Ольшванг покинул теплоход до объявления результатов, говорят, что он не надеялся на такую высокую оценку своего творчества. Два года назад на «КРОКе»  Гран-при увезли в Екатеринбург вместе с «Приветом из Кисловодска».
       Рисованная сказка Ольшванга  вызвала горячие споры в жюри. Фил Маллой выступал против. Ему как иностранцу и человеку другого типа трудно было постичь все тонкости наших метафоричных  анима-чувств. Ученик Юрия Норштейна, Валентин Ольшванг нарисовал любовь. Почти чудовища – почти к ребенку. Крылатый Змей с томными, чувственными  глазами выкрал девушку из-под венца. И она, им обласканная, полюбила Змея. Детей нажила, да, по матери соскучившись, отпросилась, чтобы навестить. Узнав  всю правду, отправилась мать к Змею, чтобы убить нечистого и освободить дочь. И убила. От горя дочь превратила детей  в рака и трясогузку, себя – в кукушку и уселась на голову матери.
      Анимация – это любовь к Змею, к любой твари, к вещам, к иллюзиям. В анимации все оживает, все может случиться, все можно изобразить. Анимация может оживить неодушевленное и убить бессмертное. Игорь Волчек (член жюри – Беларусь) подытожил: «Искусство не принадлежит народу, если мы будем заигрывать со зрителем, искусство кончится». И по-кроковски он прав...

Диана Радбель, "РОССIЯ"

© Международный фестиваль анимационных фильмов «КРОК»
вопросы, замечания, пожелания принимаются по адресу krokfestival@gmail.com